У літературній і політичній газеті «Кіевлянинъ» за 8 липня 1907 року знаходиму цікаву статтю «Натиск на Волынь» про приїзд до Луцька католицьких проповідників. Стаття містить не лише описуову частину. Є певні роздуми автора про ситуацію з представниками інших національностей в Російській імперії. Зокрема, йому не сподобалися поступки євреям та наявність поляків. Стаття має певне ідеологічне підгрунтя, процитуємо її фрагмент.
Варшавскій корреспондентъ «Кіевлянина» (№ 160) говоритъ о предпринятомъ поляками, въ лицѣ католическихъ ксендзовъ (при дѣятельномъ, конечно, участіи «пановъ») натискѣ на Волынь.
Какъ это ни странно, но польскій натискъ на Волынь находитъ весьма серьезную поддержку (сознаваемую или нѣтъ — не все ли равно) въ нѣкоторыхъ министерствахъ. Министръ внутреннихъ дѣлъ разрѣшилъ католическимъ миссіонерамъ изъ Галиціи проповѣдь въ Россіи (Россія, очевидно, разсматривается, какъ страна языческая).
Первый городъ на Волыни, въ который явились проповѣдники — Луцкъ. Оповѣщены были всѣ костелы, и потянулись къ Луцку по всѣмъ дорогамъ католическія процессіи съ иконами, оркестрами музыки, съ хоругвями, знаменами. Шли за 20, 50, 70 верстъ, не только изъ Луцкаго уѣзда, но и изъ сосѣднихъ (напр. изъ Голобъ, Ковельскаго уѣзда). Собрались «многія тысячи католиковъ», по увѣренію кіевской польской газеты — тысячи двѣ-три въ дѣйствительности. Началась проповѣдь - въ костелѣ и подъ открытымъ небомъ, на площади: проповѣди говорились, съ небольшими перерывами, съ утра до вечера, въ продолженіе недѣли, на польскомъ, чешскомъ и нѣмецкомъ языкахъ, причемъ проповѣди въ костелѣ назначались отдѣльно для мужчинъ и женщинъ, подраздѣляясь, затѣмъ, для холостыхъ, женатыхъ, замужнихъ, дѣвицъ.
Раздѣленіе слушателей по категоріямъ соблюдалось настолько тщательно, что когда на проповѣдь, предназначенную для замужнихъ, явилась одна молодая особа, принятая ксендзами за дѣвицу, то ей было предъявлено требованіе уходить изъ костела, и только когда свидѣтели удостовѣрили, что особа — замужняя, ей разрѣшено было остаться.
Что же отцы духовные говорили на этой проповѣди, отъ которой они такъ отстраняли дѣвицъ? Они, совершенно основательно громили все болѣе и болѣе распространяющееся стремленіе супруговъ избѣгать дѣторожденія, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, давали наставленія, касающіяся такихъ интимныхъ отношеній супруговъ, что крестьянскія женщины, затѣмъ, высказывали крайнее свое неудовольствіе проповѣдью. По ихъ словамъ, онѣ не знали, куда имъ было дѣваться отъ стыда, и высказывали изумленіе — зачѣмъ ксендзы говорили это. И молодая горожанка на вопросъ: хорошая ли была проповѣдь, вспыхнула и сказала: нѣтъ, было не ловко слушать.
На площади шла проповѣдь другого сорта: здѣсь ксендзъ, размахивая крестомъ и грозя въ пространство кулакомъ, кому-то посылалъ громкія проклятія; «черти», «дьяволы», такъ и сыпались изъ устъ проповѣдника. Обыватели Луцка на эту недѣлю остались безъ прислуги: всѣ кухарки, горничныя, побросали хозяевъ и ушли въ костелъ, ссылаясь на требованія ксендзовъ: тамъ они проводили дни, являясь домой лишь къ вечеру. Говорятъ, четыре православныя женщины причащались у ксендзовъ и перешли въ католицизмъ.
Все это не суть важно, но вотъ что имѣетъ серьезное значеніе: какъ взвѣстпо, уже давно, не безъ участія католическаго духовенства, православное крестьянство Сѣверо- и Юго-Западнаго края смущается слухами, что краи эти будутъ польскими, что землю нарѣжутъ дополнительно только католикамъ, что и Царь съ семьей перешли въ католичество. Вотъ этихъ-то слуховъ подтвержденіе крестьяне и видятъ въ нашествіи заграничныхъ ксеидъэвъ. Крестьяне дѣлаютъ такія сопоставленія: православные свящеингкп не могутъ говорить проповѣдей на площадяхъ, католическіе—могутъ; православные крестные ходы разрѣшаются только на извѣстные празднічные дни, католическіе - и безъ праздниковъ; православнымъ нельзя ходить съ иконами но уѣздамъ, полиція не позволитъ. католики ходятъ гдѣ хотятъ и полиція запретить имъ не можетъ.
Спрашивается: въ чьихъ интересахъ создавать обстановку, питающую подобные слухи въ народѣ? Для чего понадобилось? Несомнѣнно, умный министръ Плевѣ разрѣшилъ сіонистскіе съѣзды въ Россіи, разсчитывая, что распространеніе сіонизма поможетъ, хотя отчасти, ослабить остроту еврейскаго вопроса. Но Плевѣ ошибся: евреи его провели. Не ошибся ли Н.а. Столыпинъ, разрѣшая иностранцамъ свободную проповѣдь въ Россіи.
Вотъ какая борьба идетъ въ Юго-Западномъ краѣ, въ частности на Волыни, и въ этой борьбѣ на чьей-же сторонѣ, спрашивается, министры русскаго государства. Происходитъ истребленіе всего, что было сдѣлано въ краѣ въ послѣднія сорокъ лѣтъ и возстановляется положеніе, предшествовавшее возстанію 1863 г. Что это, непониманіе или... хуже?
Підпишіться на «Хроніки Любарта» у Facebook та Вконтакті.